Отчет об оценке наследства
Для чего необходима оценка наследства
Наследники, исполнители завещания или представители органов опеки и попечительства могут потребовать произвести оценку наследственного имущества.
Она фактически неизбежна, так как нотариусу, оформляющему право наследования, перечисляется пошлина за совершенные с его стороны нотариальные действия. Оценить наследство нужно также в ситуации, когда среди наследников имеются разногласия по поводу раздела имущества.
К объектам, подлежащим оценке относятся:
- недвижимость (дом, квартира, комната и т.п.);
- транспортные средства;
- оборудование и механизмы;
- ценные бумаги (акции);
- доля в предприятии;
- оружие;
- предметы искусства и т.п.
Кто проводит оценку
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, стоимость недвижимого имущества, кроме участков земли, может рассчитываться как организациями, которые занимаются оценкой недвижимости, так и госучреждениями по учету объектов недвижимого имущества по месту его расположения (ст. 333.25 НК РФ). Оценка другого имущества производится экспертами-оценщиками.
Если отсутствует договоренность между наследниками об оценке имущества, то оценивание производит независимый оценщик за счет граждан, которые непосредственно потребовали провести такую процедуру. Расходы по оценке имущества в последующем делятся между получателями наследства соразмерно стоимости унаследованного (ст. 1172 ГК РФ).
Наследственное имущество, расположенное за границей, оценивается уполномоченными органами той страны, в которой находится объект, а в составленном ими документе, при этом, должна указываться оценочная стоимость имущества.
Порядок оценки наследства
Порядок оценки наследства находится в прямой зависимости от объекта наследуемого имущества и конечной цели проводимых оценочный действий.
Работа экспертов-оценщиков заключается в сборе сведений и формировании выводов, лежащих в основе результатов оценки (стоимости имущества).
Отчет должен включать в обязательном порядке:
- дату составления и порядковый номер;
- основание для оценки имущества;
- сведения об оценщиках;
- цель оценивания;
- подробное описание объекта оценивания;
- используемые стандарты, с помощью которых определяется стоимость ценностей;
- дату определения стоимости имущества и т.д. (ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»).
При оценке недвижимого имущества в экспертное учреждение необходимо предоставить пакет документов, которые подтверждают право на имущество, сведения о расходах, произведенных при обслуживании, подтверждение уплаты всех начисленных налогов, а также, в зависимости от вида недвижимого имущества, другие сведения.
Оценка квартиры или дома производится с помощью анализа рынка недвижимости. Определение стоимости и выдачу самого оценочного документа может произвести учреждение гостехинвентаризации (БТИ), а в населенных пунктах, в которых не проводились инвентаризационные мероприятия, — органы муниципальной власти.
Альтернативным шагом может быть обращение в частную оценочную фирму, при этом стоимость недвижимого имущества, в отличие от оценки БТИ, будет, как правило, близка или равна рыночной.
Для расчета госпошлины наследники могут предоставить нотариусу оценочный документ, в котором указана инвентаризационная, рыночная, кадастровая или номинальная стоимость имущества (ст. 333.25 НК РФ).
Однокомнатная квартира подлежит разделу на равные части. Так как у наследников имелось собственное жилье, они приняли решение продать квартиру, а вырученную сумму, согласно завещанию, поделить поровну. Для оценки квартиры и составления отчета об оценке, дети умершей обратились в частную оценочную компанию «Эксперт-риелт», которая составила отчет и определила рыночную стоимость квартиры в размере 1,7 млн. руб.
Таким образом, наследники, в конечном итоге, поделили полученную сумму пополам, возместив при этом расходы на проведение экспертизы соразмерно доле в наследстве. В свою очередь, нотариус, для расчета государственной пошлины, взымаемой с наследников, использовал рыночную стоимость недвижимости, указанную в оценочном отчете компании «Эксперт-риелт».
При определении стоимости земельного участка исходят из цели пользования землей, а также ее предназначения (например, рыночная стоимость земли сельхозназначения существенно ниже, чем участков для индивидуально жилищного строительства). Для произведения оценки участка земли эксперту нужно передать:
- пакет документов, устанавливающих право на земельный участок;
- данные о границах участка;
- информацию о категории земли (сельхозназначения и т.п.);
- сведения о наличии и техническом состоянии инженерной инфраструктуры и т.д.
Для оценки транспортных средств, в рамках наследования, эксперту предоставляется паспорт ТС, свидетельство о регистрации, указывается пробег и сведения о проведенном техническом обслуживании. Инициирование оценочных действий в отношении ТС проводят, в большинстве случаев, для определения нотариальной пошлины. Оценка переходящей по наследству иностранной валюты производится по курсу Банка России.
Оценка доли в имуществе целесообразна, когда происходит слияние, поглощение, разделение, или ликвидация коммерческой организации, т.к. это позволяет четко определить фактическое соотношение собственности среди владельцев.
Отчет об оценке акций для наследства
Действующее законодательство предусматривает передачу нотариусу отчета об оценке акций, оформленного исходя из положений ФЗ «Об оценочной деятельности» и федеральных стандартов оценки.
Оценка наследуемых акций происходит в следующем порядке:
- изучается рынок ценных бумаг;
- проводится анализ баланса организации, управляющей вверенными акциями;
- составляется сам отчет.
Отчет об оценке акций включает:
- описательную часть;
- обзор и изучение рыночной конъюнктуры;
- описание оценочных методов;
- вычисление рыночной стоимости, исходя из общепринятых правил проведения оценок.
Перечень сведений и документов, предоставляемых для оценки акций:
- ксерокопия свидетельства о регистрации, устава или учредительного договора;
- ксерокопии документов, содержащие итоговые данные о выпуске акций;
- ксерокопии проспектов эмиссии;
- структурный состав организации и виды ее деятельности;
- данные бухгалтерской отчетности за период от трех до пяти лет;
- отчет о прибылях и убытках, бух. баланс;
- аудиторское заключение при проведении проверки;
- ведомость фондов;
- сведения обо всех имеющихся активах (векселях, недвижимости и др.);
- детализация дебиторской и кредиторской задолженности;
- сведения о дочерних организациях и их отчетность;
- стратегический план совершенствования предприятия на период от трех до пяти лет, включающий прогнозные данные об основных финансово-экономических показателях;
- информация о клиенте — инициаторе оценки акций (физическом или юридическом лице).